31 января 2013 года

N 173

 

 

ЗАКОН

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

О СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ КАПИТАЛЬНОГО

РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ

ДОМАХ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Принят

Белгородской областной Думой

24 января 2013 года

 

Статья 1. Предмет регулирования настоящего закона

 

Предметом регулирования настоящего закона является создание системы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Белгородской области.

 

Статья 2. Региональный оператор

 

1. Региональный оператор создается в целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации и создания условий для формирования фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Белгородской области.

 

2. Региональный оператор учреждается органом исполнительной власти Белгородской области, осуществляющим государственное регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

 

3. Региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора или на специальном счете, владельцем которого является региональный оператор.

 

4. Средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора, при этом использование средств допускается только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории одного муниципального района (городского округа).

 

5. В порядке, установленном настоящей частью, региональный оператор осуществляет следующие функции:

1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора.

При выполнении данной функции региональный оператор:

- осуществляет учет средств, поступивших на счет, счета регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах;

2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета.

Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета.

При выполнении данной функции региональный оператор:

- заключает договор специального счета, счетов в кредитных организациях на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета, принятого в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации;

- дает указания кредитным организациям на списание средств со специального счета, счетов в случаях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации;

3) осуществление функций технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

При выполнении данной функции региональный оператор:

- привлекает подрядные организации для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

- заключает от своего имени договоры с подрядными организациями на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов;

- осуществляет приемку выполненных услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов;

- осуществляет строительный контроль.

В случае соответствующего обращения органа местного самоуправления и (или) муниципального бюджетного и казенного учреждения к региональному оператору функции технического заказчика с полномочиями регионального оператора по выполнению данной функции будут осуществляться органом местного самоуправления и (или) муниципальным бюджетным или казенным учреждением на основании соответствующего договора с региональным оператором;

4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета Белгородской области и (или) местного бюджета.

При выполнении данной функции региональный оператор:

- использует для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а также средства, полученные из иных источников, в том числе из бюджета Белгородской области и (или) местного бюджета.

Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается;

- перечисляет указанные средства по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на основании акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ подрядной организации, в том числе в случае передачи функций технического заказчика органам местного самоуправления и (или) муниципальному бюджетному и казенному учреждению;

5) взаимодействие с органами государственной власти Белгородской области и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

При выполнении данной функции региональный оператор:

- запрашивает у органов местного самоуправления и получает от них информацию, необходимую для формирования информационной базы, содержащей количественные и качественные характеристики многоквартирных домов, расположенных на территории Белгородской области, а также сведения о проведении капитального ремонта данных домов;

- запрашивает у органов местного самоуправления и получает от них адресный перечень многоквартирных домов, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с критериями очередности осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации и настоящим законом;

- обеспечивает формирование и актуализацию информационной базы, содержащей количественные и качественные характеристики многоквартирных домов, расположенных на территории Белгородской области, на основании данных органов местного самоуправления;

- представляет информацию в соответствующие органы в соответствии со статьей 8 настоящего закона;

6) осуществление контроля за целевым использованием средств, перечисленных со счета, счетов регионального оператора, в случае передачи функции технического заказчика органу местного самоуправления и (или) муниципальному бюджетному и казенному учреждению.

При выполнении данной функции региональный оператор:

- проверяет целевое использование средств, перечисленных со счета, счетов регионального оператора;

- ведет учет объемов и стоимости принятых и оплаченных услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

- систематизирует информацию, предоставленную органами местного самоуправления и (или) муниципальными бюджетными и казенными учреждениями, о ходе реализации программы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планах ее исполнения;

- анализирует указанную информацию в целях выявления недостатков и подготовки предложений по их устранению;

- запрашивает у органов местного самоуправления и (или) муниципальных бюджетных и казенных учреждений информацию о расходовании средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

7) оказание консультационной, информационной, организационно-методической помощи по вопросам организации и проведения капитального ремонта многоквартирных домов.

При выполнении данной функции региональный оператор:

- размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о деятельности регионального оператора;

- обеспечивает возможность ознакомления с нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок проведения капитального ремонта;

- рассматривает обращения граждан, юридических лиц, касающиеся порядка проведения капитального ремонта, в соответствии с действующим законодательством;

- предоставляет сведения, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим законом, и иные сведения, подлежащие предоставлению региональным оператором в порядке, установленном Правительством Белгородской области;

- разрабатывает проекты документов, обеспечивающих проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и размещает их на официальном сайте регионального оператора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

8) формирование единого информационного пространства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях обеспечения прозрачности поступления взносов собственников на капитальный ремонт многоквартирных домов.

При выполнении данной функции региональный оператор:

- создает в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" официальный сайт регионального оператора;

- публикует информацию об объемах средств, уплаченных собственниками помещений в каждом многоквартирном доме в качестве взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.

6. Региональный оператор размещает на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет следующую информацию:

- не позднее 1 декабря текущего года план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на очередной год;

- не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, перечень многоквартирных домов с указанием оказанных услуг и (или) проведенных работ и фактически затраченных сумм.

 

Статья 3. Финансовая устойчивость деятельности регионального оператора

 

1. Объем средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (объем средств, предоставляемый за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде), определяется Правительством Белгородской области в размере не менее 80% и не более 95% от объема взносов на капитальный ремонт, поступивших региональному оператору за предшествующий год, и (или) прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году.

 

2. При расчете объема взносов, поступивших на счет, счета регионального оператора, на капитальный ремонт за предшествующий год не учитываются средства, полученные из иных источников, бюджета Белгородской области, местных бюджетов (за исключением средств, поступивших от собственников государственного, муниципального жилищного фонда в качестве взносов на капитальный ремонт, а также пеней, уплаченных собственниками помещений в многоквартирных домах в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт).

 

Статья 3.1. Порядок и условия предоставления мер государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

 

1. Государственная поддержка на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в виде субсидий (далее - финансовая поддержка) предоставляется за счет средств областного бюджета, объем которых определяется законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

 

2. Финансовая поддержка предоставляется на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах:

1) товариществам собственников жилья;

2) жилищным, жилищно-строительным кооперативам, созданным в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации;

3) управляющим организациям;

4) региональному оператору.

 

3. Финансовая поддержка предоставляется независимо от применяемого собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта.

 

4. Финансовая поддержка применяется к видам услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации и статьей 5 настоящего закона.

 

5. Субъектам, указанным в части 2 настоящей статьи, финансовая поддержка предоставляется при условии отсутствия задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме на дату обращения о предоставлении финансовой поддержки.

 

6. Для получения финансовой поддержки уполномоченные лица субъектов, указанных в части 2 настоящей статьи, предоставляют письменные заявления в уполномоченный орган исполнительной власти Белгородской области, осуществляющий государственное регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в срок до 25 августа года, предшествующего году, в котором будет осуществляться капитальный ремонт многоквартирного дома согласно региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

К заявлению прилагается выписка кредитной организации о реквизитах счета.

 

7. Решение о предоставлении финансовой поддержки либо об отказе в ее предоставлении уполномоченный орган исполнительной власти Белгородской области, осуществляющий государственное регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства, принимает в порядке, установленном Правительством Белгородской области.

 

Статья 4. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт

 

1. Минимальный размер взноса на капитальный ремонт в месяц ежегодно до 1 декабря на очередной год устанавливается Правительством Белгородской области на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику помещения в многоквартирном доме, и может быть дифференцирован по муниципальным образованиям Белгородской области с учетом типа и этажности многоквартирного дома, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, а также нормативных сроков эффективной эксплуатации соответствующих элементов строительных конструкций и инженерных систем до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных периодов), а также с учетом положений, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и настоящим законом, перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

2. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении одного календарного месяца начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

 

Статья 5. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта

 

1. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Белгородской области, включает в себя:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;

3) ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

5) ремонт фасада;

6) установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);

7) ремонт фундамента многоквартирного дома;

8) установка пандусов для перемещения инвалидных колясок;

9) работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства;

10) утепление фасада (в случае, если необходимость утепления подтверждается энергетическим обследованием многоквартирного дома, проведенным в соответствии с законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности).

 

2. Услуги и (или) работы, указанные в пунктах 1 - 10 части 1 настоящей статьи, включают в себя работы по разработке проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), услуги по строительному контролю.

 

Статья 5.1. Зачет стоимости ранее оказанных отдельных услуг и (или) проведенных отдельных работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома

 

1. В случае если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, но не свыше, чем утвержденный Правительством Белгородской области размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, засчитываются в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

 

2. Зачет средств осуществляется региональным оператором после окончания оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, указанных в части 1 настоящей статьи, и внесения полной оплаты таких услуг и (или) работ подрядной организации.

 

3. Подтверждением оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, указанных в части 1 настоящей статьи, и внесения полной оплаты таких услуг и (или) работ являются:

 

1) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение такого собрания о необходимости проведения определенного вида работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) заверенные в установленном порядке копии следующих документов:

- договор подряда, заключенный с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, на выполнение работ и (или) оказанных услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

- акт приемки работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

- документы, подтверждающие оплату работ и (или) услуг.

Указанные документы представляются региональному оператору организацией, осуществляющей управление таким многоквартирным домом, или лицом, уполномоченным на совершение таких действий решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, не позднее месяца после произведения оплаты за указанные в части 1 настоящей статьи работы и (или) услуги.

 

4. Региональный оператор осуществляет проверку представленных документов в течение одного месяца с даты их поступления и принимает решение об осуществлении зачета или мотивированное решение об отказе в осуществлении зачета, о котором уведомляет собственников помещений в многоквартирном доме в течение 10 дней с даты принятия соответствующего решения.

Решение об отказе в осуществлении зачета принимается региональным оператором в случае непредоставления или предоставления не в полном объеме документов, указанных в части 3 настоящей статьи.

 

Статья 6. Критерии очередности осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

 

Очередность осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется на основании сведений технических/кадастровых паспортов многоквартирных домов с учетом положений Жилищного кодекса Российской Федерации и в соответствии со следующим критериями очередности:

1) износ многоквартирного дома;

2) срок эксплуатации многоквартирного дома (по году постройки);

3) многоквартирные дома, собственники помещений в которых приняли решения о долевом финансировании капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме в большем размере, чем установлено Правительством Белгородской области, а также собственники помещений, которые приняли решение о получении кредитного займа на капитальный ремонт своего многоквартирного дома;

4) многоквартирные дома, в которых действуют товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, избраны советы домов;

5) многоквартирные дома в зависимости от даты принятия решения об участии в региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

6) многоквартирные дома, в которых выбран и реализуется способ управления многоквартирным домом;

7) многоквартирные дома, собственники помещений в которых приняли решение о благоустройстве дворовой территории в случае, если она объединяет несколько многоквартирных домов, одновременно вошедших в региональную программу капитального ремонта на текущий год;

8) количество жителей в многоквартирном доме;

9) доля фактически поступивших платежей по оплате за жилищно-коммунальные услуги, включая обязательный платеж на капитальный ремонт по многоквартирному дому.

 

Статья 7. Порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

 

1. Региональным оператором совместно с организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, проводится обследование технического состояния всех многоквартирных домов с целью оценки износа домов, определения необходимого объема услуг и (или) работ для проведения капитального ремонта и возможных затрат на их выполнение.

 

2. Региональным оператором на основании обследования технического состояния многоквартирных домов определяется очередность проведения капитального ремонта, виды услуг и (или) работ и объемы финансирования, которые формируются в соответствии с критериями очередности осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

 

3. Направляемые на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах средства могут использоваться только на оказание видов услуг и (или) проведение видов работ, указанных в настоящем законе.

 

4. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется региональным оператором, утверждается постановлением Правительства Белгородской области и подлежит актуализации не реже чем один раз в год.

В целях ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах органы местного самоуправления в срок не позднее 15 июня года, предшествующего планируемому периоду, на основании результатов проведенного мониторинга технического состояния многоквартирных домов, по форме и в порядке, утвержденных органом исполнительной власти Белгородской области, осуществляющим государственное регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства, представляют региональному оператору сведения с учетом положений Жилищного кодекса Российской Федерации и в соответствии с критериями очередности, указанными в настоящем законе.

 

5. В соответствии с титульным списком региональной программы проведения капитального ремонта организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, ежегодно представляют региональному оператору дефектные ведомости и сметную документацию на многоквартирные дома, подлежащие капитальному ремонту в очередном году.

 

Статья 8. Контроль и надзор за деятельностью регионального оператора

 

1. Контроль и надзор за деятельностью регионального оператора осуществляется учредителем регионального оператора. Региональный оператор предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики, налоговым органам и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора.

 

2. Региональный оператор обязан ежемесячно, на 15 число месяца, следующего за отчетным, представлять в орган государственного жилищного надзора сведения о многоквартирных домах (адрес, год постройки, общая площадь многоквартирного дома), собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а также о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в таких многоквартирных домах, путем представления банковской выписки по остатку из лицевого счета, заверенной в соответствии с действующим законодательством.

 

3. Владелец специального счета обязан ежемесячно, на 15 число месяца, следующего за отчетным, представлять в орган государственного жилищного надзора сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете путем представления: банковской выписки по остатку специального счета по состоянию на день, следующий за отчетным периодом, заверенной в соответствии с действующим законодательством, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.

Лицо, уполномоченное в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете на оказание услуг по представлению платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, обязано представлять владельцу специального счета сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, в форме документа на бумажном носителе, а также в форме электронного документа не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным.

 

Статья 9. Вступление в силу настоящего закона

 

Настоящий закон вступает в силу с момента официального опубликования.

 

Губернатор Белгородской области

Е.С.САВЧЕНКО

г. Белгород

31 января 2013 г.

N 173